Административный надзор и его сущность

Восстановление института административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, произошло в апреле 2011 г., когда был принят Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон № 64 –ФЗ). 
Необходимо отметить, что разработка этого Закона велась длительное время. Первоначально проект комментируемого Закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в марте 2005 г. группой депутатов (А.М. Розуваном, Т.Н. Москальковой, А.И. Гуровым, В.И. Илюхиным, В.А. Васильевым и др.). 
Сложность регулируемой сферы вызвала острые дискуссии в основном по вопросам круга лиц, подпадающих под действие настоящего Закона, ограничения их прав и свобод при осуществлении административного надзора, применении форм административного надзора. Основными задачами, которые необходимо было решить при принятии  указанного Закона, заключались, во-первых, в совершенствовании прежней нормативно-правовой базы, регулирования данного института, существующей в советский период, а, во-вторых, в систематизации норм действующего законодательства, определяющих правовой статус института административного надзора.
Следует отметить, что к  моменту разработки комментируемого Закона действовало Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI (далее - Положение).  В силу давности его принятия Положение не содержало в рамках административного надзора адекватных мер предупреждения преступности. Это было связано и с существенным обновлением законодательства. Исключение ряда положений об административном надзоре, например из уголовного законодательства, ставило вопрос о необходимости в целом административного надзора как меры предупреждения повторных преступлений. 
Кроме того, ряд действующих федеральных законов содержал положения, так или иначе корреспондирующие  с административным надзором за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 
Так,  Федеральный Закон от 07.02.2011 г. № 3 – ФЗ «О полиции»  в п. 18 ч. 1 ст. 10 предписывает  полиции в пределах своей компетенции осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.
Кроме того, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в ст. 50 определяет необходимость установления в законодательстве административного надзора в отношении лиц, совершивших преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, частей растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. 
Кодекс РФ об административных правонарушениях  предусматривает в ст. 19.24 ответственность за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Таким образом, в моменту принятия решения о разработке Закона об организации административного надзора возникла ситуация, когда законодательство предусматривает установление ограничений прав и свобод лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, после освобождения из мест лишения свободы, определяет виды этих ограничений, а также устанавливает административную ответственность за несоблюдение указанными лицами установленных ограничений. В то же время законных оснований для установления наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, совершивших иные тяжкие и особо тяжкие преступления, установлено не было.
Учитывая отмеченные сложности работа над указанным Законом в рамках комитета Государственной Думы по безопасности осуществлялась в течении более четырех лет.  Кроме того, после принятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении (апрель 2009 г.) его доработка осуществлялась еще два года (до марта 2011 г.).
В связи с вышесказанным, целью принятого ФЗ от 6 апреля 2011 г. стало установление системы правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения преступлений вновь лицами, освобожденными из мест лишения свободы. В этой связи Закон определяет правовые основы осуществления административного надзора в Российской Федерации за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 
Основным понятием указанного Закона является административный надзор. В соответствии с его нормами  под  административным надзором понимается, во-первых, система правовых и организационных мер, принимаемых государством в целях профилактики повторной преступности среди лиц, отбывших уголовное наказание в местах лишения свободы. 
Во-вторых, это деятельность государства в лице органов внутренних дел, осуществляющих проверку соблюдения специальных административных правил лицами, освобожденными из мест лишения свободы. 
В соответствии с определением понятия административного надзора , данного в ч.1. ст.1. указанного Закона деятельность органов внутренних дел связана с наблюдением за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, и выполнением ими определенных обязанностей. 
Важно отметить, что использование понятия «надзор» указывает на особенность деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, что заключается в постоянном, систематическом наблюдении органами внутренних дел за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, не только с целью соблюдения ими административных ограничений и обязанностей, но и выявления нарушений.
Сущность административного надзора заключается в установлении временных ограничений прав и свобод лица, освобожденных из мест лишения свободы,  установленных по решению суда. В связи с тем, что права и свободы личности представляют собой одну из конституционных основ государственности Российской Федерации представляется важным определить соотношение норм указанного  Закона с Конституцией РФ.
В этой связи следует отметить, что в  соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ  права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В связи с этим ограничения, предусматриваемые указанным Законом, могут быть установлены лишь по решению суда. 
Следует отметить, что проблема соответствия норм Закона 64 – ФЗ Основному Закону РФ уже нашла свое отражение в рамках правоприменительной практики. В частности, в нескольких Определениях Конституционного суда констатирован факт недопустимости жалоб на нарушение конституционных прав вследствие реализации норм указанного закона.
Ограничения прав  лица, в отношении которого назначен административный надзор, регламентируются в статье 4 Закона № 64 – ФЗ. Проанализируем их подробнее.
В первую очередь, необходимо отметить, что административное ограничение в соответствии с нормами Закона № 64 – ФЗ представляют собой установленное судом в соответствии с действующим законодательством РФ временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.  Среди административных ограничений, установленных в рамках реализации административного надзора, следует отметить следующие.
Во-первых, запрещение пребывания в определенных местах. Содержание категории «определенное место» устанавливается по решению суда, с учетом мнения ОВД и прокуратуры. Такие места, как правило, представляют собой точно не определенные объекты, но имеющие определенную специфику деятельности (торговля, образование и др.). Это могут быть объекты торговли спиртосодержащими напитками, места торговли пивом, школы, детские сады, ночные клубы и пр. Перечень таких мест может быть достаточно разнообразным, и определение их судом зависит от конкретного дела, личности лица, его поведения, иных возможных обстоятельств. 
Так, например, решением Большеболдинского районного суда Нижегородской области был установлен административный надзор в отношении Б. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения питейных заведений и заведений, торгующих спиртными напитками на розлив. Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия был установлен административный надзор в отношении Л. с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания в увеселительных заведениях, ночных клубах, барах, ресторанах. 
Таким образом, определение перечня мест, запрещенных для пребывания, определяется, в первую очередь, образом жизни поднадзорного лица, его возможным девиантным поведением, связанным с пребыванием в них.
Второе ограничение связано с запретом посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участия в них. В соответствии с действующим законодательством массовым мероприятием признается заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия либо деловой встречи. В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:
- культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления;
- рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.);
- деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля);
- иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.
Важно отметить, что при установлении такого рода ограничения действующее законодательство весьма широко трактует понятие мероприятие, в связи с чем под запрет теоретически может попасть любое массовое собрание людей.  При этом решающее значение приобретает решение суда. 
Приведем несколько примеров судебных решений с применением данного вида административного ограничения. Так, решением Приволжского районного суда Астраханской области. был установлен административный надзор в отношении А. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.  Решением Чухломского районного суда Костромской области был установлен административный надзор в отношении Л. с установлением административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых культурно-развлекательных мероприятий и участия в них. 
Третьим видом административных ограничений является запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток. 
В контексте реализации данного запрета важное значение приобретает содержание дефиниции «место жительства». 
В соответствии с нормами статьи 20 главы 3 Гражданского Кодекса РФ   трактует понятие «место жительства» как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. 
Согласно нормам Федерального Закона  «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. 
Как видим,  действующее законодательство относит к местам жительства исключительно жилые помещения, список которых жестко регламентирован и не включает, к примеру, таких мест, как передвижной вагончик (трейлер), избушка лесника, юрта, степь, подъезд или подвал дома, колодец и т.п. Таким образом, граждане, в силу разных причин проживающие в подобных местах, не имеют места жительства. Закон 64 – ФЗ определяет место жительства исключительно в качестве помещения. 
Указанные терминологические расхождения существенно затрудняют практическую реализацию указанного ограничения. Относительным решением указанной проблемой является наличие законодательной нормы, в соответствии с которой в случае разрешения ОВД поднадзорному лицу пребывания вне жилого или иного помещения, а также краткосрочного выезда по определенным исключительным обстоятельствам применение рассматриваемого ограничения должно осуществляться по месту его временного пребывания. Исключительными обстоятельствами при этом, в первую очередь, признаются такие события как: 
- смерть или угрожающая жизни тяжкая болезнь родственника;
- необходимость решения вопросов при трудоустройстве;
- необходимость сдачи вступительных экзаменов при поступлении в образовательное учреждение и др. обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 12 Закона № 64 – ФЗ.
Важно отметить, что при установлении указанного административного ограничения судами должно быть конкретно установлено время (определенное время суток), в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывать вне помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания. 
Так, например, решением Тавдинского районного суда Свердловской области установлен административный надзор в отношении Б., с установлением административного ограничения в виде запрета пребывания вне места жительства или места пребывания, с 22:00 часов до 6:00 часов. Таким образом, даже в случае временного пребывания Б., например, в санатории, на туристской базе, в ином жилом помещении, не являющемся местом его жительства и в котором он проживает временно, будет действовать данное административное ограничение. 
При этом время суток определяется с учетом конкретных обстоятельств, а именно  режима рабочего времени поднадзорного лица, характеризующих его личность сведений, поведения, семейного положения, обстоятельств совершенного им деяния (деяний). 
Четвертым ограничением является запрещение выезда за установленные судом пределы территории. При этом Закон № 64 – ФЗ не конкретизирует дефиницию «территория». Представляется, что для конкретизации понятия «территория» необходимо обратиться к аналогии права, а именно к статье 53 УК РФ. 
Здесь можно провести аналогию со ст. 53 УК РФ, согласно которой при ограничении свободы устанавливается ограничение (в числе прочих) «не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования». Такая аналогия представляется уместной в связи с тем, что имеющаяся судебная практика по делам об административном надзоре позволяет сделать вывод о том, что суды понимают территорию, при применении комментируемой нормы, как территорию муниципального образования.
Наконец, пятым ограничением прав поднадзорного лица является установление в его отношении обязательства явки от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания (включая временное) для регистрации. При установлении данного административного ограничения суд определяет количество таких явок, которых может быть не менее одной и не более четырех в месяц. 
В ОВД заводится регистрационный лист на поднадзорное лицо, которому установлено рассматриваемое ограничение, в котором указываются: номер дела административного надзора, данные поднадзорного лица, установленное время, день недели и даты явки на регистрацию, а также графы для даты регистрации, должностного лица, проводившего регистрацию, и его подписи. Поднадзорному лицу выдается под роспись копия утвержденного начальником территориального органа графика прибытия для регистрации. График прибытия утверждается на основании решения суда об установлении административного надзора. 
Значение данного вида административного ограничения связано, в первую очередь,  с тем фактом, что оно в наибольшей степени способствует осуществлению контроля со стороны ОВД за поднадзорным лицом. В отличие от других видов ограничений, которые лишь обязывают поднадзорное лицо воздерживаться от определенных действий, запрещая посещать определенные места и др., данный вид прямо обязывает лицо совершать определенные действия, а именно посещать ОВД для регистрации. Последнее, в свою очередь, оказывает дисциплинирующее воздействие на поднадзорное лицо, напоминает ему о необходимости соблюдения предусмотренных законодательством обязанностей и ограничений, недопущении совершения преступлений и иных правонарушений. С учетом вышесказанного, представляется, что указанное ограничение является наиболее жестким  в отношении ограничения прав поднадзорного лица.
Вместе с тем, третья часть 4 статьи Закона № 64 – ФЗ предусматривает возможность частичной отмены судом поднадзорному лицу административных ограничений, а также дополнения ранее установленных. Названные отмена или дополнение возможны в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица. Основанием для частичной отмены ранее установленных ограничений является заявление ОВД или поднадзорного лица либо его представителя, а для дополнения ранее установленных ограничений - заявление ОВД.При этом полная отмена ограничения не допускается. В этой связи речь может идти об изменении содержания самого административного ограничения, например явки для регистрации не 4 раза в месяц, а 2 раза и т.п. 
Завершая рассмотрение содержания понятия административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, следует сделать следующий вывод.
Рассматривая правовую природу института административного надзора, следует сделать вывод об уголовно-правовом характере данного института.  При этом смысл административного надзора заключается в том, чтобы подвергнуть лицо определенным лишениям и ограничениям в качестве средства индивидуальной профилактики, а не покарать, как при наказании. Устанавливая административный надзор, суд делает предположение, что осужденный продолжит заниматься преступной деятельностью, если для него не будут установлены определенные ограничения. Такой вывод делается при учете, с одной стороны, характера и степени опасности преступления, за которое лицо было осуждено к наказанию в виде лишения свободы, с другой - данных о личности осужденного и с третьей - его поведения в местах лишения свободы. Таким образом, уголовная ответственность для осужденного не просто переходит в завершающую стадию судимости, а наполняется в рамках последней новым содержанием в форме административного надзора.
С учетом вышесказанного, следует согласиться с мнением о том, что общественные отношения, составляющие содержание административного надзора, возникают на основании юридических фактов, находящихся в прямой зависимости от совершенного преступления и имеющих в связи с этим уголовно-правовую природу, то есть являются уголовно-правовыми отношениями. Административный надзор опосредован наказанием, поэтому иной юридической природы, кроме как уголовно-правовой, у него быть не может.
Цели ограничений, реализуемых в рамках установления административного надзора, заключаются, в первую очередь, в воспрепятствовании продолжению противоправной деятельности, возобновлению и установлению преступных и иных противоправных связей, возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах. 
В этой связи, например, запрещение выезда или ограничение продолжительности пребывания вне жилого и иного помещения, а также установление обязательной явки в орган внутренних дел в определенные дни для регистрации необходимы для воспрепятствования уклонения лица от административного надзора, обеспечения самой возможности осуществления наблюдения за ходом его социальной реабилитации. Запрещение поднадзорному лицу пребывания вне места жительства или пребывания в определенное время, пребывания в определенных местах, посещения, проведения массовых и иных мероприятий также имеет своей целью предотвращение возможности или побуждения для совершения других уголовно наказуемых деяний со стороны поднадзорного лица.
 
диплом по уголовному праву, написать диплом право, написать диплом, диплом по административному праву юриспруденция, заказ диплома право, заказ диплома юриспруденция, написать диплом по уголовному праву
 
 

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО