Современное положение женщин в иранском обществе и его перспективы

Революция 1979 г. является одним из важнейших событий в новейшей истории Ирана. После свержения шахского режима женщины Ирана начали активную борьбу за равноправие с мужчинами. По всей стране проходили многочисленные демонстрации, которые прекратились лишь после заявления заместителя премьер-министра по революционным делам, что революция уважает равноправие женщин, что кошение чадры — их личное дело, что каждый посягнувший на права женщин будет подвергнут тюремному заключению. Как показала практика, это было лишь временным отступлением исламского режима, направленным на снижение накала борьбы женщин. В дальнейшем по мере структурного оформления теократического государства и сосредоточения всей полноты власти в руках шиитского духовенства менялось и его отношение к женской проблеме.
После вооруженного восстания 9 февраля 1979 г. духовенство, пришедшее к власти на гребне народного движения, незамедлительно приступило к претворению в жизнь исламской идеологии — шиизма в его крайней экстремистской форме. Основные положения этой идеологии — культ имама Хомейни, антизападничество, антикоммунизм.
На основе шиитской идеологии была создана новая исламская политическая структура теократического типа: Иран объявили исламской республикой (1 апреля 1979 г.), приняли конституцию (2—3 декабря 1979 г), узаконившую широкие полномочия духовенства и имама Хомейни в управлении государством: начали исламизацию всей общественной жизни. Случилось то, к чему шиитские богословы стремились долгие годы. Оказавшись во главе всенародной антимонархической и антиимпериалистической революции, они сумели использовать исход революции в своих корпо-ративных целях и создать исламский режим, представляющий собой теократическую диктатуру.
Как только исламское государство оформилось де-факто и де-юре и шиитское духовенство прибрало к рукам все бразды правления в нем, его отношение к женскому вопросу резко изменилось. Это отразилось и в конституции, и в политике исламизации, и в отношении шиитского духовенства к требованиям женщин.
Ислам отдает предпочтение браку, а не безбрачию. В качестве главного оправдания многоженства шиитские идеологи приводят численный перевес женщин над мужчинами. Они утверждают, чго в большинстве обществ женщин больше, чем мужчин, используя при этом статистические данные, собранные в Европе после второй мировой войны. По их мнению, еще одно оправдание многоженства — это стремление мужчин к многоженству.
Той же невозможностью и нежелательностью ограничения мужчин постоянным браком они обосновывают и практику временного брака, отмечаемого только среди мусульман-шиитов. Заклю-чение брака двумя способами (постоянно и временно) они считают одним из блестящих правил ислама шиитского толка.
Наиболее яркое выражение правовое положение женщины, ограниченное шариатом, получило в Конституции Исламской Республики Иран, основанной на принципах ислама. В ней отражена вся сложность и противоречивость иранской революции, руководимой шиитским духовенством.
В качестве цели государства конституция провозглашает установление исламского образа жизни и обязывает всех граждан придерживаться предписании ислама, осуществлять контроль за исполнением норм шариата и воздерживанием от запрещаемых им поступков.
В конституции будто бы учтены интересы большинства социально-политических групп, участвовавших в иранской революции. Однако зависимость этих статей от принципов и норм ислама ограничивает возможность применения этих прав и сводит на нет объявленные в ней свободы и права для большинства населения.
По конституции все граждане, мужчины и женщины, равны перед законом и пользуются всеми человеческими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами согласно нормам ислама. Государство обязано, согласно нормам ислама, обеспечить права женщин, защиту семьи, беспризорных детей, вдов, престарелых и не имеющих кормильца женщин. Следует заметить, что конституция предусматривает права женщин в основном в роли матери. Ограниченные предписаниями ислама конституционные равные права мужчин и женщин уже не означали равных прав в полной смысле: они становились правами в пределах исламских норм.
В конституции Исламской Республики большое значение придается институту семьи, которая рассматривается как основная ячейка общества. В ней говорится: «В создании семьи главным соображением должна быть согласованность веры и идеала», т. е. семья основывается на исламских правовых н моральных нормах. В ней декларируется недопустимость рассмотрения женщины как объект и инструмент потребительства и эксплуатации; женщина вновь обретает свою важнейшую функцию материнства и воспитателя, она высокочтима в исламе. Однако признавая почетное место женщин в семье, конституция не затрагивает ее роли и прав в общественной жизни.
Хомейни утверждал: «Согласно исламу, управлять означает применять законы Корана, иными словами, божественные законы». Исходя из этого, любые законы, принятые парламентом при прежнем режиме в «нарушение предписаний Корана и шариата», он считал незаконными и объявил потерявшими силу. В 1979 г. был признан недействительным и закон о защите семьи 1975 г., как «коренным образом противоречащий исламскому духу». Принятый в 1975 г. закон о защите семьи в определенной степени ограничивал многоженство и предоставлял женщинам некоторые права в бракоразводном процессе. Теперь же все женщины, получившие на основе этого закона развод, считались замужними, а новый брак, если он был заключен, объявлялся супружеской неверностью и карался согласно законам ислама. В 1982 г. в Исламской Республике законодательно введено телесное наказание супружеской неверности - забивание камнями или сто ударов плетьми. «Исламское правление узурпировало достижения женщин, которые своей долголетней борьбой добились закона о семье и уничтожило его как не соответствующий шариату», — писала газета «Намайе мардом».
Все бракоразводные дела рассматривают специальные суды, где судопроизводство осуществляется на основе шариата. Право на развод принадлежит мужчине, кроме оговоренных женщиной в брачном контракте случаев. В случае развода суд поручает опеку над мальчиками до двух лет и девочками до семилетнего возраста матери, а затем передает их отцу или опекуну. Женщины должны носить хеджаб даже на службе и производстве. Введению хеджаба придавалось большое значение.
Неравноправная в семье и общественно-политической жизни женщина подвергается ограничениям и в общественном производстве, несмотря на декларируемые равные права на труд.
Известно, что на основе решения руководителей «культурной революции» внесены ограничения на трудовую деятельность женщин. Женщины не могут выбрать для себя род занятия или место жительства без согласия мужа. Женщины лишены права учиться и работать по таким специальностям, гак юриспруденция, агрономия, ирригация, геология, археология, инженерная профессия.
После принятия конституции исламские нормы морали качали внедряться и в области общественной жизни. Была проведена так называемая «культурная революция», заключавшаяся в закрытии школ, университетов для пересмотра учебных программ с позиции их соответствия требованиям воспитания в исламском духе, чистке состава преподавателей и студентов, в закрытии кинотеатров, спортивных сооружений, бассейнов и т. д.
Все эти меры проводились последовательно и целенаправленно. Так, 18 апреля 1980 г. Хомейни утвердил примятое Исламским революционным советом решение об исламизации всех вузов страны. В плане исламизации школ было отменено совместное обучение девочек и мальчиков. Высшие учебные заведения, открывшиеся лишь в 1983 г., полностью изменили ориентацию и политическое мировоззрение. Резко сократилось количество преподаваемых в университетах дисциплин.
В июле 1980 г. циркуляр Исламского революционного совета обязал женщин к ношению во всех государственных учреждениях и министерствах хеджаба с целью искоренения «распущенности и разврата», «внедрения исламских норм поведения», «сохранения человеческого благородства женщин и создания серьезной и здоровой атмосферы вокруг нее». Женщин, отказавшихся подчиняться циркуляру, увольняли.
Женщинам запрещено заниматься отдельными видами спорта, пользоваться в парикмахерских услугами мастеров-мужчин, совместные купания с мужчинами.
Специальные отряды комиссии по борьбе с безнравственностью в общественных местах грубо притесняют женщин, если их одежда не соответствует требованиям норм шариата. Женщины без хеджаба не допускаются в аэропорты, железнодорожные вокзалы и такси. Даже демонстрация в витринах магазинов женского белья считается антиисламским, развращающим делом. Исполнение по радио западной, восточной и даже иранской музыки считается пагубным для общества.
Воспитание религиозных предрассудков и исламского фанатизма доводятся до такого предела, что известны случаи, когда матери выдавали своих сыновей властям, если они в рядах молодежных организаций выступали против исламского режима. Тегеранское телевидение показало женщину, выдавшую своего сына стражам исламской революции, и его приговорили к расстрелу. Мать требовала от сына покаяния перед Аллахом. Такая твердость вызвала благосклонность имама. «Мы считаем Вас глубоко сознающей свой долг матерью и учителем других» - заявил он.
Бесспорно, целенаправленная исламизация и усиленная пропаганда исламской идеологии не могут не повлиять на сознание и чувства женщин, социальная психология которых на протяжении веков складывалась под влиянием исламской морали.
Участие женщин в маршах и демонстрациях, посещение пятничных молитв и классов по изучению Корана, забота о сиротах войны и работа учителями в религиозных школах, по мнению некоторых исследователей, может привести женщин к более интенсивной общественной деятельности. Однако религиозная и благотворительная деятельность, не связанная с их трудовой активностью, участием в общественном производстве, являющемся основой их экономической независимости, и оторванная от общественной жизни мужского населения, может лишь способствовать углублению их религиозного мировоззрения, стремлению к религиозному самосовершенствованию. Так, участие женщин в ирано-иракской войне привело некоторых женщин к мысли о необходимости допущения их на должность священнослужителя, до сих пор запретной для них. Женщины обосновывают это необходимостью участия женщины-богослова в отправлении похоронной церемонии по павшим на поле боя девушкам, которую принято проводить очень пышно, как проводы мучеников. В сентябре 1987 г. в таком ритуале впервые вместе с мужчинами-богословами участвовала и женщина-богослов. Как и 52 другие, она училась в специальной богословной школе, созданной в Тегеране под пат-ронатом дочери имама Хомейни — Фариде Мустафави. Такая инициатива женщин не нашла особого одобрения мужчин-богословов.
Женщины боролись и борются против обязательного ношения хеджаба, устраивают многотысячные демонстрации, манифестации; используют разные формы борьбы и разоблачения исламского режима, обращаются в различные международные организации, призывая их использовать свой авторитет для облегчения положения женщин в Ираке. Демократическая организация женщин Ирана, Организация моджахединов издают за границей газеты, журналы, брошюры, раскрывающие положение женщин и призывающие соотечественниц сплачиваться для борьбы против исламского ре-жима во имя восстановления своих человеческих и гражданских прав.
На демонстрациях и в выступлениях иранские женщины требуют равных прав с мужчинами на получение работы и образования; совместного обучения в школах и университетах, предоставления женщинам-юристам права работать по специальности, равных прав в семье, на развод, на своих детей.
Сопротивление женщин существующему исламскому режиму настолько значительно, что все оппозиционные силы и организации придают ему большое значение и хотят заручиться поддержкой женщин. Так, за пределами Ирана создан Национальный совет сопротивления из представителей некоторых оппозиционных сил, б частности моджахеддинов, федаинов, Демократического фронта, Общества защиты демократии и свободы и др. В мае 1987 г. этот совет примял специальную программу о свободах и правах женщин, которая «подтверждает необходимость упразднения всех видов угнетения и дискриминации женщин» и полного обеспечения политических, экономических, социальных, культурных, семенных прав женщин.
Программа провозглашает право избирать и быть избранными, право свободного выбора рода занятий, включая управление (государством) вплоть до занятия поста президента республики, право свободной политической и общественной деятельности, поездок, путешествий, свободного выбора формы одежды, занятия учебой, спортом, искусством, художественной деятельностью. Программа требует официального признания женских организаций, равной оплаты за одинаковый труд, предоставления женщинам различных льгот; полной свободы в выборе супруга, запрета выдачи замуж не достигших брачного возраста девочек, равного права на развод, социального обеспечения вдов, одиноких женщин и детей, запрета многоженства, всякого угнетения и эксплуатации женщин в семье.
В настоящее время из сообщений прессы, радио, телевидения, а также из информации сети Интернет мы узнаем о том что в последнее время обстановка в иранском обществе постепенно изменяется в лучшую сторону.
По имеющимся данным, в течение пяти лет (1988/89 - 1993/94) в среднем 30% контингента студентов университетов и других ВУЗов страны составляли женщины. Только в 1996/97 учебном году 47746 женщин получили высшее образование по различным специальностям, а за период с 1991 по 2001 гг. 685 454 женщины получили университетские дипломы. В соответствии с данными Департамента информации Организации управления и планирования страны, в 1999/2000 году в различных структурах страны насчитывалось 683 130 женщин-служащих. Из этого числа 364874 женщины имели высшее образование. При этом указанные цифры включают сведения о выпускниках только указанного десятилетнего периода 1991 - 2001 гг. По данным этой организации, в 2001/2002 году в системе государственных организаций насчитывалось 2292634 работника, из которых 710233 человека составляли женщины.
Начиная с 1997 года число девушек-абитуриентов ВУЗов ежегодно увеличивается. При том, что на инженерно-технических факультетах большинство составляют юноши, однако тот фактор, что из общего числа выпускников 60% составляют девушки, свидетельствует о возникновении новой структуры вновь подготавливаемых кадров специалистов.
Вместе с тем, в докладе о положении с занятостью и спросом на рынке труда женщин отмечается, что в течение трех периодов, по которым проводился анализ, в 1976 – 1986, 1986- 1991 и в 1991 – 1996 гг. в среднем за каждый период прирост количества женщин-домохозяек, которые по классификации относятся к незанятому населению, составил соответственно 6,8%, 1,3% и 1,7% . Эти изменения произошли в результате изменения общей культурной и духовной атмосферы, господствовавшей в обществе после революции и повлиявшей на положение женщины в семье и вне семьи, при том, что постепенно этот процесс постепенно стабилизировался за счет реализации соответствующих политических мероприятий и изменений в структуре свободного времени работающих женщин, а также тех женщин, которые родили детей.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на отрасли, связанные с проблемами женщин в обществе, возросли в 2001 году в 60 раз по сравнению с 1996 годом, тогда как в 1997 году в государственном бюджете вообще отсутствовала какая-либо специальная строка, касающаяся сугубо женских проектов.
К 1995 г. в сфере, связанной с производством кинофильмов, было занято 900 женщин, 1800 женщин работали на телевидении. В этот период издавалось 10 специализированных женских журналов. 13% иранских журналистов составляют женщины, из которых около 22% являются журналистами, работающими в отделах новостей.
Женщины Ирана не выйдут сегодня на улицу без покрывала , чаще всего черного цвета, но это не мешает им не только скакать на лошади, но и водить машину. Женщина за рулем - обычная картина
для иранских городов. Приверженность иранок к черному цвету в одежде объясняется их стремлением сохранить память о мучениках-имамах, о шахидах, погибших во время революции, в иракской войне. Поэтому черный цвет в некотором смысле стал национальным, но молодые ханум носят и белый платочек и зеленый.
Иранские девушки всегда "отделены" от юношей - раздельное обучение в школах, разные аудитории в институтах, на работе сидят в разных комнатах, даже ездят в отдельных автобусах для женщин.
В Иране очень мало незамужних женщин и неженатых мужчин. Это исключительные случаи. Браки заключаются так, как велит обычай, традиции. Об этом заботится семья. Иранские семьи многочисленные. Это целые сообщества, в которых много людей и без "кровного родства". Там обязательно для каждого молодого человека найдется девушка, ему ее показывают, предлагают, и девушке аналогично предлагают. Если возникла симпатия (можно и поближе увидеть друг друга на семейных сборах, при посещении музеев, театров и т.д.), вопрос решается на уровне родителей. В последнее время появилась такая практика: в университетах, например, где учатся и юноши и девушки есть бюро, которые "подбирают" пары, организуют встречу, представляют их друг другу.
За последние годы в Иране возродилась музыкальная жизнь. Симфонические и камерные оркестры, мужские и женские хоры, музыкальные ансамбли (один из них - "Ареф" получил в 2000 г. первую премию на престижном фестивале в Лондоне). На музыкальном фестивале "Фаджр" в 1998 году в числе других выступали 13 женских ансамблей, чего никогда до того не было.
В Иране ценят красоту и умеют создавать ее. Статистике не известно, сколько в Иране художниц, но можно сказать, что живопись, рисование - одно из любимейших занятий иранских женщин, обладающих исключительным чувством прекрасного. Для многих это стало профессией.
Женщины в Иране занимаются альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой.

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО