Понятие и сущность муниципального управления

В теории государственного и муниципального управления территориями широкое распространение имеет важнейшая категория – «муниципальное управление». Рассмотрим сущность, содержание и структуру категории «муниципальное управление». Данный термин представляется более общим и в то же время более сложным, не имеющим, к тому же, легального толкования, дефиниция которого дается и в Европейской хартии местного самоуправления, и в федеральном законодательстве, и значительно чаще фигурирует в научной литературе.
В теории управления социально-экономическими системами сложилось общепринятое понимание сущности самой категории и термина «управление». Выше уже указывалось, что под управлением понимается сознательное воздействие на определенный объект для достижения поставленных целей. Основными компонентами управления как системы являются субъект управления (управляющая система), объект управления (управляемая система), цель управления, методы управления, т.е. инструменты и способы воздействия субъекта на объект, механизм обратной связи, информирующий о состоянии объекта управления. При этом принципиально важно отсутствие жесткой демаркационной линии между субъектом и объектом управления, которые, как правило, «заходят» друг за друга.
Рассмотрение с данной позиции термина «муниципальное управление» позволяет сделать вывод о том, что это особенный вид управления, он специфичен именно по своему объекту – муниципальному образованию. Таково видовое отличие муниципального управления, а ближайшим родом данного понятия как раз и будет управление вообще (автор основывается на традиционном логическом подходе к определению понятий через ближайший род и видовое отличие).
Исходя из сказанного, можно предложить следующее определение муниципального управления: это сознательное воздействие на муниципальное образование для достижения целей его развития. Целью развития (как правило, она закрепляется в комплексной программе социально-экономического развития муниципального образования) является повышение качества жизни населения.
Для системного представления муниципального управления в силу сложности структуры данного понятия и практической деятельности в его рамках одного определения недостаточно. Необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть основные блоки, элементы и направления муниципального управления, а также их взаимодействие между собой. Сделаем это на основе названной выше цели и структурного состава объекта данного управления – социально-экономической системы муниципального образования (как известно, структура субъекта и объекта управления должны быть адекватны друг другу).
В структуре любого муниципального образования, абстрагируясь от особенностей отдельных поселений, округов и районов, можно, на наш взгляд, выделить следующие основные элементы:
– подсистема населения, дифференцированная по демографическим, социальным, психологическим и иным признакам, причем данная подсистема является одновременно объектом, субъектом и целью управления;
– экономическая подсистема, включающая предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли, сферы услуг, инженерную инфраструктуру, обслуживающую население и производство, а также финансово-кредитную составляющую (коммерческие банки, страховые организации, другие финансовые институты);
– социальная подсистема, включающая отрасли и объекты социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт и т. д.).
Перечисленные компоненты в единстве образуют специфичную социально-экономическую систему, объект управления – муниципальное образование. Цель управления реализуется на практике при достижении всеми или хотя бы большинством компонентов системы желаемого (целевого, идеального) состояния. Следовательно, о целостном управлении объектом можно говорить лишь при таком условии, когда управленческое воздействие затрагивает практически все элементы управляемой системы и оказывает на них существенное воздействие. В противном случае речь идет не об управлении, а о регулировании социально-экономической системы, функции, задачи и возможности которого значительно скромнее.
Тогда муниципальное управление предполагает воздействие практически на все подсистемы муниципального образования, состояние которых в конечном счете и определяет достижение цели управления – рост качества жизни населения территории.
На современное отечественное муниципальное управление в значительной степени переняло элементы западных систем, при этом федеральным законодателем не была предпринята сколь-нибудь серьезная попытка их адаптации к российской действительности. Заимствованная демократическая модель управления воспринималась как своеобразная панацея, способная излечить от болезней переходного периода, свойственных управленческой структуре трансформирующегося российского общества.
Сравнительный анализ российской и зарубежной практики внедрения демократических основ в сферу местного самоуправления позволяет более рельефно обозначить проблемы муниципального управления, обосновать степень соответствия управленческих структур теоретическим выкладкам и практическим наработкам американских и западноевропейских аналитиков. На этой основе становится возможным разработать стратегии оптимизации демократических механизмов муниципального управления.
Многое зарубежные государства имеют достаточно высокую степень унификации построения системы местного самоуправления, что находит свое отражение и в законодательстве о местном самоуправлении (Франция, Италия). Представляется, что наибольший интерес в сравнительном аспекте вызывает американский опыт внедрения демократической модели муниципального управления.
В соответствии с американской правовой доктриной конституционный статус органов местного управления определяется формулой «муниципалитеты-креатуры штатов». Это во многом обусловлено тем, что положения, регулирующие вопросы организации и деятельности муниципалитетов, содержатся в конституциях штатов. Кроме того, по вопросам местного самоуправления штаты принимают так называемые «общие законы» (они адресованы всем муниципалитетам), законы об отдельных видах муниципальных органов.
Важное значение отведено муниципальным хартиям, имеющимся у большинства муниципалитетов. Принятие муниципальным органом хартии связано с соответствующим актом легислатуры штата и происходит на основе положений конституции штата.
Зарубежный опыт организации местного самоуправления показывает, что существует многообразие форм муниципалитетов не только между государствами, но и внутри страны. В США такое многообразие наблюдается даже в пределах одного штата. Например, в результате эволюционного развития сложились три основные формы организации городского управления.
Система «мэр-совет» действует более чем в половине всех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» или «слабом» мэре, поскольку реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр либо избирается непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания мэра – мэром может стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (это может быть и четыре года, и два года); право мэра налагать вето на решение совета.
Система «совет – менеджер или городской управляющий» используется почти в 40% случаев. Здесь муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию. Они нанимают профессионального чиновника-менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом как частным предприятием.
Третья форма городского самоуправления в США – «комиссия» – встречается достаточно редко и существует, как правило, в небольших городах. В этом случае городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, которые избираются всеобщим голосованием. Члены такой комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата муниципального управления.
Анализ практики муниципального управления в США показывает, что представленные выше системы вводят элементы самоуправления, основанные на подотчетности избираемых органов управления гражданам данных поселений. В таком случае исполнение функций управленческими органами фактически подконтрольно населению.
В США на низовом уровне главным действующим лицом местного самоуправления является самоуправляющаяся община или муниципалитет, обладающие статусом юридического лица, а в государствах с англосаксонской моделью местного самоуправления муниципалитеты создаются только в городах. В связи с тем, что город и сельские районы в США, Канаде, Англии по условиям жизни и характеру деятельности мало чем отличаются друг от друга, в настоящее время главным критерием отличия города от сельского населенного пункта является численность населения. В частности, в Канаде минимальное количество жителей для того, чтобы населенный пункт считался городом, законодательством провинции Онтарио определяется в 15 тыс. человек, Манитобы – 10 тыс. человек, Квебека – 6 тыс. человек, Саскачевана и Альберты – 5 тыс. человек.
В графствах и тауншипах (небольших городах), расположенных в сельской местности США, субъект местного управления выбирается на ежегодном собрании взрослых жителей или их представителей. Он подотчетен собранию, на котором утверждается также программа действий и бюджет.
Важную роль в местном самоуправлении в США играют специальные округа, с помощью которых осуществляется управление как целыми отраслями местной жизни, так и отдельными службами. Их насчитывается около двух десятков разновидностей: школьные, пожарные, санитарные, природоохранные, в области здравоохранения, электроснабжения и прочие. Всего таких округов около 50 тысяч, половина из которых организованы в восьми штатах (Калифорнии, Пенсильвании, Техасе, Канзасе, Миссури, Иллинойсе, Небраске и Вашингтоне). Границы специальных округов не всегда совпадают с административно-территориальными, часто объединяя территорию меньше, чем территория конкретного муниципального образования, а иногда объединяя различные муниципальные образования соседних, как правило, штатов.
Специальные округа создаются для организации финансирования, в том числе дополнительного – например, за счет благотворительности. Во главе создается руководящий совет из 3-5 человек, который либо назначается администрацией штатов или местных властей, либо избирается населением. Большинство округов независимы в административном и финансовом отношении ни от властей штатов, ни от местного управления. Другие округа, напротив, лишены всякой самостоятельности и всецело зависят от местных властей.
В организации муниципального управления в Российской Федерации можно встретить как похожие, так и отличные от соответствующей американской системы черты.
Фундаментальные основы местного самоуправления заложены Конституцией РФ. Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации конкретизируют формы и способы реализации местного самоуправления, создают правовые гарантии его осуществления. Несмотря на то, что местное самоуправление понимается как самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, принимаемые муниципальные акты ни в коем случае не могут противоречить федеральным или региональным законам. Это служит основанием говорить о фактически реализуемом государственными органами администрировании в области местного самоуправления.
Эффективность федеральной власти заключается не в том, чтобы сформировать органы местного самоуправления и заставить людей участвовать в их деятельности, а в том, чтобы создать такие условия, когда граждане самостоятельно почувствуют потребность в реализации своих личных интересов именно за счет муниципальных институтов управления. Западная практика последних десятилетий показывает, что укрепление местного самоуправления является важным шагом на пути к демократизации общества. Децентрализация власти, осуществляемая за счет передачи части ее функций и полномочий муниципальным органам управления, становится ведущим элементом политической практики, без которого неэффективным оказывается стремление к достижению общественного благосостояния и личного достатка.
Раз вы читаете эту статью, то выполняете для себя научную работу – дипломную работу, статью, магистерскую диссертацию или дипломную работу.
Наша команда профессиональных авторов поможет вам в этом нелегком деле, мы оказываем услуги написание диплома на заказ.
Написание дипломной работы на заказ осуществляется с учетом всех требований именно вашего ВУЗа и рекомендациям вашего НР. Все наши авторы-исполнители преподаватели ВУЗов, Кандидаты наук, а так же по некоторым дисциплинам и Доктора наук. Обращаем ваше внимание, что у нас работают только взрослые (от 30 лет) и ответственные люди. А это — реальный показатель высокого качества написанных для вас дипломных работ и других видов научных работ.
Индивидуальный подход и высокое качество работ мы вам гарантируем!
Для того, что бы сделать заказ на  написание дипломной работы не нужно отвлекаться от процесса обучения или постоянной работы, достаточно просто заполнить заявку на нашем сайте и в самые короткие сроки автор-исполнитель начнет выполнять для вас написание  магистерской диссертации на заказ
Индивидуальный подход и высокое качество наших работ мы вам гарантируем, а демократичная цена вас приятно удивит!

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО