Психологические основы умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Ведущие психологи и педагоги умственное воспитание дошкольников рассматривают как важный фактор всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Умственное воспитание направлено не только на овладение способами интеллектуальной деятельности и знаниями, но и на форми-рование определенных свойств личности ребенка. Эти свойства А.Н. Леонтьев усматривает в богатстве «интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик» [12].
Другой аспект умственного воспитания дошкольников связан с подго-товкой их к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к школе большинством авторов (Л.И. Божович, Л.А. Венгером, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.М. Леушиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьяковым, А.И. Сорокиной, Д.Б. Элькониным и др.) рассматривается как комплексная проблема формирования физических, эстетических, нравственно-волевых и интеллек-туальных качеств личности дошкольника, но особое значение придается раз-витию в детях надлежащего умственного уровня, составляющего основу пси-хической готовности ребенка.
Умственное развитие – совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка (С.А.Козлова, Т.А.Куликова). Оно зависит от комплекса социальных и биологических фак-торов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие. Выделяют следующие задачи умственного воспитания (С.А.Козлова, Т.А.Куликова):
1. Сенсорное развитие ребенка.
2. Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами, совершенствование интеллекту-альных способностей).
3. Становление речи.
4. Воспитание любознательности, познавательных интересов.
5. Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни [11].
Чтобы правильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать психологические закономерности развития ребен-ка. В ходе воспитательного и образовательного процессов необходимо созда-ние и поддержание соответствующей данному возрасту социальной ситуации развития, гарантирующей ту систему отношений, которая способствует пол-ноценному развитию ребенка в дошкольном возрасте. Второй важный пока-затель, характеризующий определенный этап развития дошкольника, – тип ведущей деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения от-дельных психических процессов и личности ребенка в целом и в которой за-рождаются новые формы деятельности. Согласно позиции Д.Б.Эльконина, ребенок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности (ро- левой игры) пробует ориентироваться в основных смыслах, задачах, мотивах человеческой деятельности, осваивает нормы отношений между людьми; и на этой основе формируется мотивационно-потребностная сфера ребенка [35, 30].
К ценностям дошкольного возраста относят психологические новообра-зования, в качестве которых выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внеш-нюю жизнь; это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития (моральные представления, преодоление познаватель-ного эгоцентризма, формирование произвольности поведения и др). В центре сознания в старшем дошкольном возрасте находится память, а к важнейшим новообразованиям этого возраста относится воображение (Л.С.Выготский) [6].
В работах Л.А.Венгера, A.В.Запорожца, A.M.Леушиной, Н.Н.Поддьяко- ва указывается на чрезвычайную важность в общем интеллектуальном разви-тии целенаправленного формирования мыслительных способностей дош- кольника, развитие таких сторон его познавательной деятельности, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное усвоение основ различных наук. Ис-следования показывают, что такими значимыми для дошкольного детства сторонами являются дифференцированное восприятие, допонятийные формы мышления, умение упорядоченно ориентироваться в предметном мире. Так-же доказано, что главные факторы их развития у дошкольников – это различ-ные виды практической деятельности и обучение развивающего характера [23, 10].
Л.С.Выготский утверждал, что обучение должно идти впереди развития, вести его за собой, вызывая к жизни целый ряд процессов развития. Обуче-ние будет способно определять уровень развития в том случае, если оно со-здает «зону ближайшего развития» – разницу между тем, что ребенок может делать сам, и тем, что при помощи взрослого. Её составляют те процессы раз- вития, которые указывают на завтрашний день ребенка: то, что сегодня до-ступно ребенку с помощью взрослого, завтра станет доступным в самостоя-тельной деятельности [5, 7].
Оптимальным педагогическим условием для реализации потенциальных возможностей ребенка, для его гармоничного развития является не форсиро-вание обучения, направленное на сокращение периода детства, на прежде-временное превращение дошкольника в школьника, а, напротив, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически дет-ских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и с взрослыми.
 
В обучении приоритетным выступает формирование системы знаний,
умений, навыков, способов познавательной и практической деятельности. Если обучение носит организованный, систематический и целенаправленный характер, то меняется характер отдельных психических процессов или функ-ций, разрешаются одни противоречия и создаются новые, что является дви-жущей силой психического развития [25].
По мнению Л.С.Выготского, процесс психического развития составляет развитие высших психических функций. Каждая функция рождается на свет дважды: сначала как функция интерпсихическая, в ситуации общения и сов-местной деятельности ребенка с взрослым, затем как функция интрапсихиче-ская, как внутреннее достояние самого ребенка. Развитие высших психиче-ских функций совершается в процессе интериоризации, когда освоенное во внешней форме протекания преобразуется в умственные формы [27, 36].
На протяжении дошкольного возраста происходят коренные изменения в восприятии, внимании, памяти и мышлении. Из непроизвольных они пре-вращаются в осознанные, произвольные и опосредованные (А.Л.Леонтьев, З.М.Истомина, А.В.Запорожец, О.М.Дьяченко). А это значит, что ребенок приобретает способности: ставить перед собой сознательные цели (нечто воспринять, запомнить, о чем-то подумать), активно достигать поставленных целей, владеть средствами для их достижения.
В психическом развитии велико значение функции воображения, для формирования которого старший дошкольный возраст является сензитив-ным. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Старшие дошкольники способны фанта-зировать произвольно, заранее, до начала деятельности, планируя процесс воплощения замысла. Развитие целенаправленности воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, а затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целе-полагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произволь-ным: дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматри-
вает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует про-блему с разных точек зрения.
При решении мыслительной задачи бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения; мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Таким образом, воображение заполняет пробелы в знаниях ребенка, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [4,13, 29].
Важное место в проблеме обучения и умственного развития занимают исследования становления основных форм мышления: наглядно-действенно- го, наглядно-образного, понятийного (логического). Для гармоничного ин-теллектуального развития личности важно своевременное становление каж-дой из этих форм мышления (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонть- ев, А.В.Запорожец), но мышление действием опережает мышление речью [12, 18].
В исследованиях Н.Н.Поддьякова вскрыто большое значение допоня-тийных форм мышления в развитии детей, возможность на их основе усваи-вать разнообразные знания, в том числе систематизированные. Наиболее зна- чимые стороны практического интеллекта сводятся к тому, что решение воз-никшей перед ребенком задачи проходит в плане непосредственных манипу-ляций с объектами. Неотъемлемой частью наглядно-действенного мышления является восприятие, фиксирующее в образах не только сам объект и дей-ствия с ним, но и те изменения ситуации, которые являются следствием практических преобразований. Неоднократные действия с предметами рож-дают первые обобщения практического характера, которые в дальнейшем используются ребенком как определенные способы оперирования с предме-тами.
Н.Н.Поддьяков показал, что в дошкольном возрасте интенсивно разви-вается наглядно-образное мышление: решение задач проходит в плане пред-ставлений. Важным условием перехода детей дошкольного возраста от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению является формироание у них умений четко различать план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты, а также формирование таких действий с мо-делями, которые характеризуются своей двойственной направленностью – они осуществляются ребенком на модели, а относятся им к оригиналу. Это создает предпосылки «отрыва» действий от модели и от оригинала и осу-ществления их в плане представлений. Уточнение образного отражения дей-ствительности идет по нескольким направлениям: усложняются и совершен-ствуются образы самих объектов, обогащенные отражением новых свойств, полученных в результате практической деятельности или другим путем; по-является возможность оперировать имеющимися объектами – мысленно устанавливать связи с другими объектами. Ученый выявил средства и способы развития наглядно-образного мышления у дошкольников: схема анализа, операторные эталоны, схемы, модели.
Допонятийное мышление позволяет рядоположенно познавать как су-щественные, так и несущественные стороны и свойства объектов. Эту осо-бенность дошкольника Н.Н.Поддьяков рассматривает как очень важную, т.к. «стороны и свойства предмета, не существенные в системе одних отноше-ний, могут оказаться существенными при рассмотрении этого предмета в си-стеме других отношений» [23, 24].
Важным фактором развития и совершенствования допонятийных форм мышления детей является речь, управляющая и планирующая функция кото-рой сначала исходит от взрослого, а по мере овладения ею ребенком и от не-го самого. Речь старшего дошкольника включается в его деятельность, вы-полняя функцию планирования, что приводит к выделению в деятельности двух моментов: принятия решения и планирования его практического вы-полнения. Это повышает эффективность деятельности, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым и точным. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познава-тельных процессов. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, речь становится орудием мышления и средством познания. Сопоставляя фак-ты, делая выводы, ребенок открывает в предмете скрытые связи и законо-мерности [6, 22, 37].
Логически правильные суждения в отдельных ситуациях появляются уже у детей младшего дошкольного возраста (С.Л.Рубинштейн, A.A.Люб-линская, А.В.Запорожец). А.В.Запорожец утверждает: «Там, где нам удается создать соответствующие благоприятные условия, где ребенок поставлен пе-ред понятной и близкой ему задачей, где он может опереться на наблюдение доступных его пониманию фактов, мы можем наблюдать возникновение про-стейших видов логически правильного рассуждения» [13, 18]. Исследования, направленные на формирование элементарных форм логического мышления у детей дошкольного возраста, подтверждают это положение (О.M.Концевая, А.А.Венгер, Г.И.Минская и др.) [2, 18]. Так, дети седьмого года жизни обна-руживают достаточно глубокие знания о предметах и явлениях природы. Ха-рактерным для детей этого возраста становится раскрытие некоторых поня-тых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зави-симости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь огля-нуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни корот-кие. А на Севере совсем не бывает дня. Там полярная ночь»; «По вкусу ре-диска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было») [3]. Дошкольники подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего сезона, рассказать о периодичности его развертывания; у них имеются довольно об-ширные знания о растениях, животных и их среде обитания; дети способны к классификации, группировке, обобщению, сопоставлению, сравнению по контрасту и по сходству, что является необходимым условием понимания ими временных, последовательных и причинно-следственных связей и отно-шений.
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, при-надлежит изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень сформированности речевого мышления и также высший уровень функционирования, как речи, так и мышления. К мышлению в нас-тоящих понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте (Ж. Пиаже) под влиянием обучения теоретическим основам разных наук [30, 34].
Различные формы мышления никогда не функционируют изолированно друг от друга: в понятийном мышлении ребенка всегда есть образные компо-ненты, в образном мышлении существенную роль играют понятия. С появле-нием новых форм мышления старые формы не исчезают, они сохраняются и развиваются. По мере развития понятийного мышления возрастает его влия-ние на протекание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в направлении выделения и отбора информации, необходимой для решения возникающих перед ребенком задач. Каждая форма мышления характеризу-ется своими средствами и способами осуществления и выполняет специфи-ческие функции в общем процессе умственного развития (Н.Н.Поддьяков) [24].
В психологии структура мышления включает следующие операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстракция, классификация и система-тизация.
 
Сравнение вскрывает тождество и различие явлений и их свойств, поз-воляет произвести классификацию явлений и их обобщение.
Классификация – группировка объектов по существенным признакам (например, классификация животных, растений). В отличие от классифика-ции, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания призна-ков малосущественных.
Обобщение – мыслительная операция, состоящая в выделении общих существенных признаков предметов и явлений.
Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – мыс-ленное соединение в единое целое различных частей или сторон объекта. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубо-кому познанию действительности. «Анализ и синтез, – писал С. Л. Рубинштейн, – «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они отно-сятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. Познавательное значение анализа связано с тем, что он…«под-черкивает», выделяет существенное» [39]. Формирование интеллекта связано с развитием операций мышления, прежде всего, анализа, синтеза и обобще-ния.
К формам мышления относятся суждение, умозаключение, индукция, дедукция, определение понятий.
Суждение – логическая форма мышления, которая содержит утвержде-ние или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их при-знаками, свойствами («Некоторые птицы умеют плавать»).
Умозаключение представляет собой вывод, получаемый путем сопо-ставления фактов или суждений. («Фрукты растут на деревьях. Яблоко вы-росло на дереве, поэтому оно – фрукт»). Дедуктивное умозаключение – веро-ятное умозаключение: от общего к частному. Индуктивное умозаключение – вероятное умозаключение: по отдельным признакам некоторых явлений де-лается суждение обо всех предметах данного класса [11, 13, 36].
Определение понятий рассматривают как систему суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющую существенные их признаки.
Созданная П.Я. Гальпериным концепция поэтапного формирования ум-ственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике системы образования. Согласно этой теории дей-ствие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоен-ным, проходит через переходные состояния. Основные из них составляют этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств (параметров) действия. На первом этапе формируется мотивационная основа, на втором – ориентировочная, от особенностей которой зависит качество формируемого действия. Далее начина-ется отработка действия. Сначала это происходит в материальной (или мате-риализованной) форме, затем в громкоречевой: ребенок вслух повторяет со-держание ориентировочной схемы. После этого постепенно исчезает внеш-няя сторона речи – действие осуществляется во «внешней речи про себя» и, наконец, речевой процесс уходит из сознания – действие выполняется во «внутренней речи».
Одно из ключевых понятий теории поэтапного формирования – понятие ориентировки. П.Я.Гальперин выделил три этапа ориентировочной деятель-ности и соответственно три этапа учения. Первый тип характерен для тради-ционного обучения, второй – для хорошего традиционного, третий вооружа-ет таким методом исследования, что ребенок оказывается в состоянии само-стоятельно решать частные задачи. Три типа имеют разный развивающий ко-эффициент. Если первый и второй не влияют, по мнению П.Я.Гальперина, на умственное развитие, то в третьем ярко выступает эффект общего развития. Этот тип обучения дает ребенку четкие средства различения и оценки внут-реннего строения и свойств объектов, порождает сильнейший интерес к их изучению, позволяет по-новому подойти к проблеме возрастных возможностей детей дошкольников [28].
Наша центр авторских работ с 2005 года оказывает услуги написания дипломных работ для студентов Москвы и других регионов России. В нашей компании есть штат профессиональных авторов в практически любой области знаний. Поскольку написание диплома это важнейшая и самая ответственная часть работы, влияющая на оценку Вашей защиты, а в будущем и на Вашу профессиональную карьеру.
В том случает, если вам надо написать диплом – одно из наиболее удачных решений это заказать его в нашем центре авторских работ. Наши специалисты лучше других знают, как компетентно написать дипломную работу, как её оформить и преподнести на защите. Написание диплома на заказ - это наш профиль!
 
                                              

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО