Описание урока для дипломной работы по педагогике

Описание урока литературы, проведенного в 10 классе в рамках формирующего эксперимента
Тема урока: Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:
- углубление понимания идейно - художественного богатства романа;
- обучение разгадыванию замысла автора,
- выработка навыков хорошей ориентации в тексте;
- воспитание нравственных качеств у учащихся;
- обогащение сферы познавательных мотивов, формирование направленности старшеклассника на расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения с учителем, формирование коммуникативных действий и операций.
Ход урока:
I. Оргмомент. Данная часть урока является вводной. В ней устанавливается эмоционально-позитивный контакт между учителем и старшеклассниками. Приветствуя друг друга, преподаватель и старшеклассники обмениваются энергией через улыбки, слова. Цель ритуала приветствия заключается в демонстрации уважения ученика к учителю и к своим товарищам, с которыми он будет заниматься. После нескольких занятий ученик сам почувствует, как ритуал приветствия настраивает его на обучение, помогает сосредоточиться.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя (речь должна быть выразительная, логически организованная, последовательная):
Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На это день как раз приходилась очередная притом торжественная двадцатипятитысячная годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.
И мы особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.
Наша задача - разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
III. Проведение блиц -опроса.
- Давайте вспомним страницы романа (учитель говорит эмоционально, с меняющейся интонацией, применяется вопросно-ответный ход, обращение к ученикам)
1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)
2. Служил ли при графе... (Минихе)
3. Сыну был пожалован в дядьки... стремянный Савельич)
4. Выучился Петруша грамоте... (на двенадцатом году)
5. ... и не мог очень здорово судить ( о свойствах борзого кабеля).
6. Был нанят француз (мосье Бонре)
7. ... который в Отечестве своем был (парикмахером)
8. ... в Пруссии (солдатом)
9. ... а потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова).
10. Батюшка вошел на урок (географии)
11. В это время Гринев (прилаживал мочальных хвост к мысу Доброй Надежды)
12. А Бонре спал на кровати сном невинности)
13. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать до повесничать? Нет, пускай послужит он в армии... да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)
14. Шаматон - это... (бездельник. Шалопай)
15. Капитан Миронов и его жена были люди самые... (почтенные )
16. Иван Кузмич вышел в офицеры из... (солдатских детей)
17. Он был необразованный и простой, но самый.... (честный и добрый человек)
18. В Марье Ивановне «я нашел...» (благоразумную и чувствительную девушку)
19. Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо ***** подарил ей...» (пару серег)
20. Что ответил Швабрин на вопрос Гринева: «А почему ты о ней такого мнения?» («Знаю по опыту ее нрав и обычай»)
21. Как ответил Гринев? («Ты лжешь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом!»)
22. Позднее он скажет: «Вместо грубой и непристойной насмешки увидел я в его гнусных словах....» (обдуманную клевету)
23. «Я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце.... Года (1773)
24. С некоторого времени яицкие казаки «были для правительства...» (неспокойными и опасными подданными)
25. Юлай взял плеть и замахнулся, - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот,..» (в котором вместо языка шевелился короткий обрубок ).
IV. Анализ произведения.
1. Беседа по вопросам.
Итак, «Капитанская дочка», что это- повесть? роман? исторический роман? семейные записки? бытовой роман? нравоучительный роман? (Для поддержания внимания класса используется прием проблемной ситуации в речи.)
Ответ учителя после размышлений учеников:
Капитанская дочка с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно такие определения в литературоведении существуют. НО можно о ней говорить как о историческом романе, семейных записках или мемуарах? Наверное, в строгом смысле слова « Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок., показывает белые судьбы, жизнь частых людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц ( вроде Е. Пугачева и Екатерины II ), а поэтому содержит в себе особенности всех названных жанров. Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.
О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, поныть, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.
V. Разгадывание кроссворда. В данном случае учитель опирается на конкретность и образность ключевых слов речи. Использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко себе мысленно представить, существенно повышает эффект внушения.
Учитель предлагает отгадать героев романа.
1. «Сидел под образом в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась ».
( Пугачев)
2. «Ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников»
(Соколов)
3. « ...молодой офицер не высокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым но чрезвычайно живым...»
( Швабрин )
4. «Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная скука в стороне глухой и отдаленной.. »
( П. Гринев)
5. « Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородой и голубой лентой через плечо».
( Капрал Белобородов).
6. «Он был необразованный и простой, но самый добрый и честный.
( Иван Кузьмич Миронов)
7. «... сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну».
(Екатерина II)
VIII. Итог урока.
Используется прием доверительности, когда учителю удается связать предмет речи с собственными размышлениями.
Речь учителя:
Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни- человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
- Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? Загадки жанра произведения, характеристики героев: Маши Мироновой, Пугачева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простатой.
Таким образом, загадки романа - это загадки жизни , которую Пушкин учит нас видеть и понимать.
IX. Домашнее задание. Подведение итогов занятий. Ребятам предлагается спланировать следующее занятие. Эффект коррекционного воздействия внушения проявляется в отличительной особенности поведения старшеклассников (желании учиться, самостоятельности, возможности саморегуляции поведения).
Домашнее задание в соответствии с составленным планом: Подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка». Перечитать главы VI, VII ,VIII, XI ,XII, XIV .
Помощь в написании дипломной работы по педагогике – это наше профессиональное дело, за которое наша компания берется с полной ответственностью и понимаем того, что уникальная дипломная работа – это гарант успешной её защиты и как в следствии чего решающий момент в окончании ВУЗа. Дипломная работа по педагогике, в которой присутствует новизна исследования, положения выносимые на защиту, может стать основой при написание кандидатской диссертации по педагогике.
Хотим обратить ваше внимание, что большинство наших заказчиков приходят к нам повторно или по рекомендациям своих сокурсников и знакомых.

Специальности

  • Диссертации по специальности 12.00.00 /юридические науки/ - кандидатская, магистерская, докторская, статьи ВАК и РИНЦ по всем направлениям права. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, монографии, рефераты.  Консультации бесплатно!Дипломные и курсовые работы.  Конституционное, административное, семейное, уголовное, трудовое, теория государства и права, история государства и права, правоведение, адвокатура, криминалистика, криминология, теория государства и
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская, научно-исследовательские работы /ВКР, выпускные квалификационные работы / НИР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографию по шифру специальности 26.00.01 Теология. Дипломные и курсовые работы. Консультация бесплатно!*теология/богословие, религиоведение/религия*христианство, язычество, буддизм, католицизм, протестантизм, ислам, индуизм, мусульманство, верование индейцев, классические религии древнего Рима и Древней греции, эллинистические религии*сектоведение, риторика, история вероучений,
    Подробнее →
  • Магистерские и кандидатские диссертации, статьи ВАК и РИНЦ по шифру специальности 08.00.00 - 08.00.14 Экономика Дипломные, научно-исследовательские /НИР, выпускные квалификационные /ВКР, курсовые работы/ проекты с расчетами, отчет по практике по экономике экономика организаций, экономика предприятия, экономика отрасли, экономическая теория, экономический анализ, менеджмент организаций, информационные технологии в экономике, история экономических отношений, теория отраслевых рынков, финансы и кредит, финансы организаций, бухгалтерский учет / бухучет, аудит, статистика, математический анализ, мировая экономика, аудит, банковское дело
    Подробнее →
  •   Диссертации шифр специальности 10.00.00 - филологические науки / филология, языкознание, литературоведение, лингвистика/ - магистерские, кандидатские, докторские, научно-исследовательские творческие работы - НИР, выпускные квалификационные работы - ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ. Дипломные и курсовые работы по филологии. *Филология:  литературоведение, русская литература, литература народов Российской Федерации, зарубежная литература, теория литературы и текстология, фольклористика, журналистика, языкознании,
    Подробнее →
  • Научные работы по специальности математическое моделирование Диссертации кандидатская, магистерская, научные статьи ВАК и РИНЦ, научно-исследовательская работа/НИР, выпускная квалификационная работа /ВКР математическое моделирование в экономике, статистике, логистике. Заказать подбор материала дипломного исследования, дипломной и курсовой работы /проекта, решению задач и тестов матмоделирование Моделирование и математическая модель, Аддитивный метод и расчет коэффициентов, Математические методы моделирования, Математическое
    Подробнее →
  • Диссертации - кандидатская, магистерская, докторская по шифру специальности 13.00.01  -  Педагогика. Научно-исследовательские работы /НИР, выпускные квалификационные работы /ВКР, научные статьи ВАК и РИНЦ, монографии. Дипломные и курсовые работы с исследованием, корреляцией. Консультация бесплатно! дефектология, логопедия, школьная педагогика, социальная педагогика, педагогика и методика преподавания, педагогика начального образования, история педагогики, дошкольное образование, младшие школьники,
    Подробнее →
Загрузить еще ↓ Удерживайте Shift, чтобы загрузить все ВСЕ ЗАГРУЖЕНО