Понятие и сущность профессиональной ответственности государственных гражданских служащих

Категория «профессиональная ответственность» представляет собой интегральное понятие, являющееся объектом исследования широкого спектра гуманитарных и общественных наук. При этом следует отметить, что общепринятого определения данной категории на сегодняшний день нет.
Представляется, что определение этого понятия должно быть связано с анализом следующих аспектов.
Во-первых, определяя его сущность, необходимо использовать категориальный аппарат социологии, поскольку центральным понятием, коррелирующим сущность профессиональной ответственности является многогранная дефиниция «деятельность».
В этой связи  большинство исследователей, обращаясь к определению сущности профессиональной ответственности констатируют, что в ее основе находится фундаментальное логическое противоречие между  ожидаемыми результатами деятельности и случайными факторами: ошибками, упущениями и т.п. Данное обстоятельство может быть обозначено в качестве своебразного парадокса профессиональной деятельности, имеющего всеобщий характер своего присутствия и проявления. 
Следует согласиться с мнением исследователя В.В. Шадрикова, который указывает на то, что главными характеристиками деятельности является наличие целеполагания, направленного на достижение конкретного результата, субъект, объект, совокупность действий как актов целенаправленной активности, оценка перспектив достижения поставленных целей и задач.
При этом в контексте определения категории «профессиональная ответственность» существенное значение имеет результат профессиональной деятельности  в виде совокупности определенных действий. 
При этом оценочные аспекты действий могут быть разделены на группы, в первой из них оценка действия производится путем его сопоставления с определенной целью, во второй – с нормой, стандартом, правилом. 
Сопоставление реального результата деятельности с вышеуказанными критериями формируют основания для профессиональной ответственности. 
Таким образом, с учетом вышеуказанного критерия, необходимыми условиями профессиональной ответственности являются: во-первых,  исходные цели, средства и результаты профессиональной деятельности, их параметры; а во-вторых - общественная оценка результатов такой деятельности.
По мнению современных исследователей, в оценке работы государственных служащих предпочтение отдается использованию количественных показателей, что объясняется относительной независимостью этих показателей от субъективного фактора, но лишает их свойства системности и критерия качественного обобщения. Следовательно, в оценке эффективности работы нужны пропорции между количественными и качественными показателями, ибо количество, как известно, имеет свойство перерастать в качество. Представляется, что применение санкций необходимо увязывать не только с самим фактом правонарушения, но и с объективной оценкой предшествующей деятельности служащего.
При этом качественными показателями служебной деятельности могут рассматриваться: уровень жизни граждан и социальное благополучие в регионе; степень их доверия к власти и состояние законности; удовлетворенность лиц, обращающихся в органы публичной власти, организацией работы с поступающими письмами, жалобами и заявлениями; доступность для населения должностных лиц; взаимодействие органов власти со СМИ; осуществление профилактических мероприятий и их результативность; соблюдение государственными служащими морально-этических требований. 
При определении конкурентных результатов профессиональной деятельности гражданских государственных служащих  существенное значение приобретают количественные показатели, используемые в качестве 
индикаторов применения соответствующего вида профессиональной ответственности.
Следует согласиться с мнением о том, что они  должны основываться: на статистических показателях уровня и динамики правонарушений, включая коррупционные проявления; отчетности о служебной и исполнительской дисциплине, включая дисциплинарную практику; показателях кадровой работы (высокая текучесть или ее отсутствие, уровень квалификации работников и т.п.); результатах служебной аттестации государственных служащих; анализе фактов конфликтных ситуаций и их численности, рассмотренных комиссиями по служебным спорам, и т.п.
Вторым критерием определения профессиональной ответственности государственного гражданского служащего является соотношение двух распространенных научных категорий «профессия» и «ответственность». 
 В первом случае понятие «профессиональная ответственность» будет являться частным относительно более общих категорий сферы юридической ответственности,  во втором – общественно-правовой категорией, входящей в иерархически более широкое понятие «социальная ответственность». 
Сущность юридической ответственности заключается в том, что субъект-нарушитель  претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет известные лишения, урон. Юридическая ответственность, следовательно, связана с общественным осуждением правонарушителя, социальной и моральной упречностью его поведения. 
Таким образом, с учетом вышесказанного, категория «профессиональная ответственность» может быть определена как применение к субъекту, осуществляющему профессиональную деятельность, мер и санкций (дополнительных обременений) в случае не достижения (ненадлежащего достижения) им результата в рамках своей деятельности, предназначаемого для третьего лица. В отношении государственного гражданского служащего профессиональная ответственность может наступать в случае, если результаты его деятельности не удовлетворяют, либо вступают в противоречие с государственными интересами (правовой аспект ответственности), общественными интересами (социальный аспект ответственности). Кроме того, на наш взгляд, следует выделять и третий аспект профессиональной ответственности – личностный, который связан с недостижением значимого результата деятельности конкретного государственного служащего в контексте его самооценки и профессиональных устремлений.
Кроме того, сущность категории «профессиональная ответственность» определяется и в связи с обстоятельствами наличия разнообразных нарушений, в первую очередь, правовых норм, регламентирующих деятельность государственных гражданских служащих.
Применение разнообразных санкций к государственным гражданским служащим в контексте практического осуществления профессиональной ответственности рассмотрено нами в следующей части настоящей работы